Вы находитесь в городе Ваш город: Бишкек
Синонимы: Тромбофилия; Дефицит протеина S; Дефицит протеина C; Дефицит антитромбина III; Недостаточность системы антикоагулянтов.
Thrombophilia; Protein S deficiency; Protein C deficiency; Antithrombin III deficiency.
Протеин С, протеин S, антитромбин III являются естественными антикоагулянтами, предотвращающими избыточное тромбообразование. Наследственный дефицит этих факторов может приводить к развитию тромбофилии (склонности к тромбообразованию) и тромбозам. Врожденный дефицит протеина С, протеина S или антитромбина III выявляется в 15 % случаев необъяснимых спонтанных и рецидивирующих тромбозов глубоких вен у пациентов молодого и среднего возраста.
Протеин С (активируемый фактор свертывания XIV) является одним из наиболее важных белков – факторов антикоагулянтной (противосвертывающей) системы крови. Синтез данного белка происходит в печени и является витамин К-зависимым. Протеин С находится в постоянной циркуляции в крови в неактивном состоянии. Его активация происходит при воздействии с тромбомодулином на поверхности неповрежденных эндотелиальных клеток и тромбоцитов. При этом протеин С превращается в активированный белок С (АРС), который является мощным антикоагулянтом: он инактивирует (расщепляет) факторы свертывания крови Vа и VIIIа, а также обладает противовоспалительным свойствами. Таким образом, в норме протеин С препятствует образованию тромбов.
Протеин С кодируется геном PROC, расположенным на 2-й хромосоме. Описано более 270 мутаций в гене PROС, которые наследуются по аутосомно-доминантному типу и приводят либо к снижению количества АРС (I тип), либо к снижению активности АРС (II тип).
Дефицит протеина С – редкое состояние, встречается приблизительно 1 случай на 200-500 человек, клинически проявляется у 1 из 20 000 человек. Врожденный дефицит протеина С связывают с рецидивирующими тромбозами.
Содержание протеина C у гетерозиготных носителей составляет 30–60% от нормального. При гетерозиготной форме дефицита протеина С риск развития венозных тромбозов увеличивается в 7 раз. Симптомы гетерозиготного носительства появляются, как правило, после полового созревания – повышается риск тромбирования сосудов и сниженного ответа на антикоагулянтную терапию. Первый тромботический эпизод регистрируется в возрасте от 10 до 50 лет.
У пациентов с дефицитом протеина С отмечается также повышенный риск развития кожных некрозов при лечении оральными антикоагулянтами кумаринового ряда.
Наследственный дефицит протеина C диагностируют у 10% больных c тромбоэмболией легочной артерии и тромбозами глубоких вен. Частота тромбозов во время беременности при дефиците протеина C составляет 7%, а в послеродовом периоде – 19%.
У гомозиготных носителей наследственного дефицита протеина C развивается неонатальная фульминантная пурпура. Данное состояние рефрактерно к терапии гепарином или антиагрегантами и чаще заканчивается фатально. У новорожденных с гомозиготным дефицитом протеина С возможно развитие ДВС-синдромаротеин S – белок плазмы крови, относится к системе естественных антикоагулянтов. Синтезируется в печени и эндотелиальных клетках при участии витамина К. Протеин S циркулирует в крови в двух формах: свободной (около 40% от общего количества) и в комплексе с регуляторным белком системы комплемента (С4bBP) – около 60% соответственно. Доли свободной и связанной форм протеина S регулируются количеством белка С4bBP. Антикоагулянтной активностью обладает только свободный протеин S. Он ускоряет разрушение протеином С активированных факторов свертывания V и VIII, тем самым приводя к подавлению тромбообразования.
Протеин S – белок плазмы крови, который также относится к системе естественных антикоагулянтов. Синтезируется в печени и эндотелиальных клетках при участии витамина К. Протеин S циркулирует в крови в двух формах: свободной (около 40% от общего количества) и в комплексе с регуляторным белком системы комплемента (C4b-binding Protein, С4bBP) – около 60% соответственно. Доли свободной и связанной форм протеина S регулируются количеством С4bBP. Антикоагулянтной активностью обладает только свободный протеин S. Он ускоряет разрушение протеином С активированных V и VIII факторов свертывания, тем самым приводя к угнетению тромбообразования.
Протеин S кодируется геном PROS1, расположенным на 3-й хромосоме. К настоящему моменту описано более 200 мутаций PROS1, которые проявляются в трех формах дефицита протеина S: тип I (пониженный уровень белка S), тип II (низкая активность белка S) и тип III (низкий уровень свободного белка S вследствие повышенного связывания с С4bBP).
Наследственная недостаточность протеина S является аутосомно-доминантным заболеванием с распространенностью 0,01-1% в популяции. У гетерозиготных носителей патогенных вариантов могут наблюдаться тромбозы глубоких вен, тромбоэмболия легочных сосудов, повышенный риск невынашивания беременности. Чаще всего симптомы наблюдаются в возрасте до 40-50 лет. У носителей гомозиготных вариантов или сложных гетерозигот наблюдается повышенный риск развития тромбозов в более молодом возрасте, а также развитие неонатальной пурпуры.
Антитромбин III (АТ III) – плазменный гликопротеин, естественный антикоагулянт, синтезируется в печени и сосудистом эндотелии. Главная функция антитромбина III – инактивация нескольких основных факторов свертывания, в том числе тромбина – фактора II (АТ III обеспечивает 75-90 % антитромбиновой активности плазмы крови), а также факторов Xa, IXa и XIa. Таким образом снижается риск тромбообразования.
АТ III кодируется геном SERPINC1, который расположен на длинном плече 7-й хромосомы. Мутации в гене SERPINC1 приводят к развитию наследственных тромбофилий. В настоящее время известно более 200 различных мутаций. Частота распространения наследственного дефицита АТ-III составляет один случай на 2000-5000 человек, а у пациентов с тромбозом в анамнезе – 1 случай на 20-200 человек.
У пациентов с дефицитом АТ III уровень этого белка обычно составляет 40–60% от нормы, но возможно и более выраженное его снижение. У пациентов с дефицитом АТ III 70% эпизодов венозных тромбозов и тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) происходит в возрасте до 50 лет, однако эти проявления редко встречаются до наступления половой зрелости. Частота развития тромбозов во время беременности и в послеродовом периоде при дефиците антитромбина составляет 18 и 33%, соответственно.
С какой целью выполняют исследование
Тест используется с целью диагностики наследственной тромбофилии (склонности к тромбообразованию и тромбоэмболическим осложнениям), связанной с дефицитом протеина S, протеина С, антитромбина III.
Специальной подготовки не требуется.
Интерпретация результатов исследования содержит информацию для лечащего врача и не является диагнозом. Информацию из этого раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. Точный диагноз ставит врач, используя как результаты данного обследования, так и нужную информацию из других источников: анамнеза, результатов других обследований и т.д.
Референсные значения
Патогенных вариантов в экзонах 2, 7 гена SERPINC1, экзонах 11, 12 гена PROS1, экзонах 3, 7 гена PROC обнаружено не было.
Форма представления результата
Качественный тест.
Возможные варианты результата: ОБНАРУЖЕНО, НЕ ОБНАРУЖЕНО.